История церкви аг.Марково

Размещено Июл 24, 2016 в История края, НОВОСТИ | Комментарии (0)

Исторические сведения о православии в селении Марково относятся к XVII веку. Однако со всей вероятностью можно предположить, что оно было тут еще в XV веке, когда это местечко посещала великая княжна Елена Ивановна. Будучи православной, она приезжала в те селения, где были православные церкви.

Литовские епархиальные ведомости свидетельствуют, что «в 1681 году Марковская церковь, построенная в 1670 году, входила в состав Ошмянского благочиния»1. В этом же году храму пожертвовано 4 волоки земли от князя Алексея Воловича, и это право на церковное владение подтвердилось в дальнейшем. Из документов 1781 года видно, что при церкви было народное училище грамотности.

После заключения Брестской унии (1596) последовали бесчисленные притеснения и преследования православных. Согласно свидетельству Литовских епархиальных ведомостей, «в 1776 году по распоряжению коллятора, латинского епископа Льва Лопаницкого от Марковской церкви отнят плац в два морга1; в 1777 – сенокос в шесть моргов и четыре морга в Ломиносове, в 1782 – помещик Деренговский заграбил тридцать коп гонт2, которые были пожертвованы на церковь»3

В тех местностях, где православие было более крепким, производилась щедрая раздача индульгенций, украшались и особенно торжественно чествовались некоторые иконы, заводились всякого рода братства. Епархиальные ведомости подтверждают, что « братства основывались с тою же целью, с какою раздавались индульгенции, в марковском приходе  в 1784 году униаты создали братство Рожанцовых в честь Непорочного Зачатия».4

1812 год – православная церковь в местечке Марково духовно окормляет 2270 прихожан, в пределах прихода насчитывалось 187 дворов. ___________________________________

 

1Литовские епархиальные ведомости № 23 от 15.12.1869года стр. 1382

 

В это время к марковской церкви была приписана часовня при деревне Хатутичи. Церковные документы указывают, что эта деревянная часовня была построена в 1800 году усердием жителей д. Хатутичи,  и в ней имелась некоторая церковная утварь. «Колокольня устроена на одном столбе с одним звоном, престол – один и освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, богослужение совершается по приглашению прихожан»5.

К 20-м годам XIX века церковное здание обветшало и требовало значительного ремонта. Тщанием марковских мещан, братства и священника Фабиана Окулича недалеко от старого храма было решено начать строительство нового церковного здания. В короткое время строительство было завершено, и уже в 1831 году храм был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы. Как говорит о церкви летопись, она была «утварью достаточна, зданием деревянная, обшита пыльными досками»6. Но так как храм был деревянным, он быстро ветшал, и в 1842 году на церковные средства и пожертвования прихожан были произведены ремонтные работы. В 1847 году в церкви был устроен холодный придел и освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. И в этом же году построена новая колокольня на четырех каменных столбах.

В то время на приходе служил один священник — выше упоминаемый Фабиан Фадеевич Окулич. Он был сыном настоятеля Марковской церкви. В 1819 году Фабиан окончил курс шестиклассных наук, служил при делах Минского губернаторского правления. Со 2 июня 1822 года по 7 июля 1823 года проходил курс духовных четырехклассных наук Виленской духовной семинарии, который закончил со степенью кандидата богословия. 24 октября 1827 года был посвящен во иерея к марковской церкви. После смерти отца Фадея стал настоятелем. В 1836 году он уже вице-благочинный Вилейский и депутат по делу Латинизантов7.(униатов) В 1840 году награжден скуфьей, получил ежегодное пособие 50 рублей серебром за приверженность к православию и увещание других священников к возвращению из унии. В 1844 году награжден камилавкой; в 1853 году уволен с должности Довилейского благочинного; в 1857 году назначен духовником Молодечненского благочиния; в 1858 году награжден наперсным крестом, Владимирской и Андреевской медалью на разноцветной ленте в память о войне 1852-1858 годов.

В 1842 году к Марковской церкви причислен на должность дьячка (псаломщика) священнический сын Леонард Станиславович Окулич (племянник настоятеля). На должность старосты назначен житель местечка Марково Фома Петрович Рагулович. Неукоснительно выполняла обязанности просфорницы родная сестра настоятеля Елизавета Фадеевна Окулич.

В 1845 году на должность старосты церкви избран казенный крестьянин застенка Громовичи Иван Павлович Осипович.

На церковном земельном наделе построен дом для священника, причт своих домов не имел и потому проживал вместе со священником. В 1846 году тщанием жителей деревни Вяжути на кладбище была построена часовня. Церковные клировые  ведомости свидетельствуют, что она была «зданием деревянная, колокольня устроена на дубовом столбе с одним звоном, весом в один пуд и пять фунтов. Престол в ней один, освящен во имя святого Иоанна Крестителя, богослужение совершается по приглашению прихожан. Утвари при сей часовне нет, земли и домов и богаделен нет. Часовня приписана к Марковской церкви»1.

 

Когда Свято-Троицкий храм совсем обветшал, марковские мещане совместно с братством приняли решение начать строительство нового церковного здания.  Руководил строительством священник Фабиан.

1морг – старая единица измерения земли в Польше и Литве, равна примерно- 0,71 гектара.

2Копа-пачка гонт в количестве 60 штук, гонта-тонкие деревянные дощечки, с пазами соединяющиеся одна с другой, используется как кровельный материал.

3Литовские епархиальные ведомости № 23 от 15.12.1869года стр.1388

4 Литовские епархиальные ведомости № 23 от 15.12.1869года стр.1391

5Церковные клировые ведомости  за 1840год.

6Церковные клировые ведомости  за 1840год.

6Латинизанты-унияты

 

В ноябре 1852 года по распоряжению Министерства государственных имуществ в Марково командирован гражданский инженер Малунин, который вместе с благочинным и священником Фабианом составил акт на строительство новой церкви. Государственной Палатой на строительство церкви выделено 6000 рублей золотом. Церковная ведомость подтверждает, «что в июне 1859 года был заложен фундамент новой церкви. В кратчайшие сроки она была воздвигнута на самом возвышенном месте, а 6 декабря 1860 года, в день Святителя и Чудотворца Николая, освящена»2. При строительстве марковской церкви впервые на Молодечненщине был применен булыжный камень, крыша покрыта железом. По церковной документации, «над средней частью устроен глухой купол, пол деревянный, иконостас устроен в два яруса и содержит тринадцать икон. Земли при сей церкви пахотной, сенокосной и усадебной тридцать три десятины. Зданий, принадлежащих к церкви, и богаделен нет, утварью и ризницею достаточна. Площадь церковища без алтарной части — 104,8 метров квадратных. Престол в ней один и освящен во имя Святой Живоначальной Троицы»2     

Из летописи последующих лет можно узнать следующие факты:

   1857 год. Усердием и заботой жителей деревни Готковичи на кладбище построена часовня духовное попечение о которой было поручено настоятелю Марковской церкви. Здание часовни было деревянным, «с колокольнею в куполе над притворной частью, с одним звоном, весом один пуд и четыре фунта. Престол в часовне был освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного. Из утвари имеет иконы «хорошей кисти», Четырех Евангелистов, Спасителя, Пресвятой Богородицы и Андрея Первозванного»4. Земли, домов и богаделен при ней не было. Богослужение там совершалось по приглашению прихожан.

18 августа 1859 года на должность дьячка назначен Адам Иосифович Шелетин, священнический сын, окончивший школу низшего отделения Литовской духовной семинарии. Послушание пономаря нес священнический сын, перемещенный от Гнездиловской церкви Вилейского благочиния Петр Иосифович Богаткевич.

В 1860 году в приходе насчитывалось 187 дворов, проживало 1528 жителей, из них: 358 мещан, 74 человека военного сословия, 1078 крестьян и 12 человек духовенства.

Кроме денежных средств на строительство новой церкви  Палатой Государственных имуществ было пожертвованы: «новые облачения на Святый престол, жертвенник, покровцы с воздухом из парчи, полное иерейское облачение из парчи, Евхаристический набор из серебра, набор для благословения хлебов, брачные венцы, напрестольный крест, два блюдца и ковшик из накладного серебра, рукомойник с тазом из меди, лампада для иконостаса»3

В 1864 год. Из Москвы в Марковскую церковь пожертвовано: «полупарчевое облачение на престол и жертвенник, два больших подсвечника и один малый, полупарчевая риза черного цвета, напрестольный крест из накладного серебра с финифтями, стихарь для пономаря»2.

25 мая 1868 года на 66 году оборвалась жизнь о. Фабиана Окулича. За 41 год своего служения он показал себя как ревностный пастырь Матери Церкви, построив два храма, переживая вместе со своими духовными детьми радости и скорби, приводя людей к спасительной вере в Господа нашего Иисуса Христа.

1868 год.Старостою к Марковской церкви утвержден казенный крестьянин Михаил Иосифович Монид.

11 июня 1868 года, согласно прошению, настоятельское место в Марковском храме занял священник Кревской церкви Константин Окулич. Сын почившего настоятеля окончил курс наук в Литовской духовной семинарии и работал наставником в Тверческом сельском училище Свенцянского уезда. Преосвященейшим Александром 24 июня 1863 году он был хиротонисан во иерея с причислением к Заборской церкви. До несения пастырского послушания в Марково отец Константин служил в Нарочанской церкви, куда был определен в июле того же года. О его наградах известно, что имел медаль на разноцветной ленте, в 1871 году награжден набедренником. В 1873 году значился законоучителем Марковского народного училища.

1Церковные клировые ведомости 1846 год.

2 . Церковные клировые ведомости 1859 год.

3 Церковная книга осмотра благочинным  21 декабря 1861года.  

4 Церковные клировые ведомости 1857 год.

 

1869 год. Марковский костел обращен в православную церковь. «Костел был построен в 1740 году на средства пана старосты Яна Немировича-Шчыт, каштеляна инфлятнского и его жены Барбары и освящен в честь Архангела Михаила. Он был деревянным с прочными стенами. На момент передачи крыша его была ветхая, покрытая гонтом и увенчана тремя вежами. Возле перешедшего православным храма была построена двухъярусная колокольня с двумя звонами»3.

«Молодечненский благочинный, священник Еленский, рапортом от 18 февраля за №55 донес Консистории, что марковский филиальный костел, переделанный в православную церковь, 16-го истекшего февраля освящен, и открыто в нем богослужение. Переделка этого костела обошлась для прихожан в 85 руб. серебром кроме их трудов. К тому же приобретены ими для означенной церкви три новые иконы, одна Нагорнее место – Спаситель, молящийся в саду Гефсиманском, и двe Архангелов для северных и южных дверей4».

Литовские епархиальные ведомости подтверждают заботу прихожан о благоукрашении Свято-Троицкой церкви.

1870 год. «Чиновник Виленского Губернаторского правления И.Ф. Окулич (пожертвовал –ред.) икону Спасителя стоимостью в пять рублей серебром; мещанин Рагулович — икону Святителя и Чудотворца Николая стоимостью в семь рублей серебром. Крестьянин застенка5 Борздыня Иван Иванович Осипович – выносную икону Пресвятой Богородицы в киоте стоимостью в тридцать пять рублей серебром»6.

1879год.Утвержден в должности церковного старосты  церковный  крестьянин Иаков Степанович Осипович, 48 лет женат.

1885 год. На средства прихожан отремонтирована сама церковь и во фронтовой ее части продолжено строительство колокольни. На колокольне пять звонов: весом от тринадцати фунтов до тринадцати пудов. На 12-пудовом сохранилась надпись: «Звон                                                         ахвяраваны в Марковскую церковь в 1636 году королем Польским и Великим Литовским Владиславом IV». Три остальных колокола вылиты в Москве на заводе Дмитрия Самгина и пожертвованы в храм императрицей Екатериной. Ей очень понравилось место расположения храма, и ее желанием стало то, чтобы с холма раздавался колокольный звон. «И да вострубиши ими, и да соберутся к тебе весь сонм, пред двери скинии сведения» (Числ. 10, 3)

«8 июня 1885 года в должности церковного старосты выбранный к Марковской церкви, Вилейского уезда, крестьянин деревни Сковородки, Иван Максимович Осипович»7.

Декабрь 1892 года. Мещанин Митько пожертвовал икону Спасителя; крестьянин И. Осипович – икону выносную в киоте, стоимостью в сорок пять рублей серебром; староста церкви — кадильницу.

Памятная книжка Виленской губернии за 1890 год информирует  о том что «настоятель православной церкви деревни Марково священник Константин Окулич имеет скуфью. Живет при  Марковской церкви»3.Там же в приложении говорится: «Марковский  православный приход входит в состав Молодечненского благочиние. Число верующих -1156 мужчин и 1186 женщин. В приходе 1 церковь приходская, 1-приписная, 3-кладбищенские часовни »4.

25 лет настоятельствовал в Марковской церкви священник Константин Окулич. В феврале 1893 года он заболел и в скором времени, 26 июля 1893 года, на 56-ом году жизни мирно отошел ко Господу. Он погребен на церковном погосте. «Покойный настоятель оставил храм украшенным и приятно поражающим взор даже взыскательного посетителя»8 Время настоятельского служения о. Константина было богоугодным и благодатным. За многочисленные заслуги он имеет высокие церковные награды.

На настоятельское место перемещен священник Петр Рожанович, 24 лет, окончивший Литовскую семинарию, во иерея рукоположен архиепископом Юлианом.. «2 апреля 1899 года согласно своего прошения перемещен к Городецкой церкви, Кобринского уезда».9

1Церковные клировые ведомости                                                           3- Памятная книжка Виленской губернии за 1890 год стр.322

2Церковная книга осмотра благочинным  от 22 июня 1864год.           4-Там же  приложение стр.272.

                     3 «Память»

4Литовские епархиальные ведомости

5Застенок –  участок земли который отводился за пределами пахотных земель маентка(за стеной ),которым наделялись военно-служащие за неплохую службу королю

6 Литовские Епархиальные ведомости, №15 от 15.08.1870 г., с. 605.

7Литовские епархиальные ведомости №24 от 16.06.1885 года стр.242

8 Церковная книга осмотра благочинным

9Литовские епархиальные ведомости №14 от 3.04.1899 года стр.144

10Литовские епархиальные ведомости № 25 от 20.06.1899 года стр.242

 

1897 год. Протоиерей Иоанн Кронштадтский на нужды церкви прислал двести рублей.

1899 год настоятельское место было вакантным — «27 мая  Архиепископом Ювеналием рукоположен  к Марковской церкви  священник Андрей Ярушевич»10. Он происходил из семьи псаломщика, и продолжал некоторое время дело отца после окончания курса Литовской семинарии. В ноябре назначензаконоучителем Марковского народного училища.В 1904 году иерей Андрей Ярушевич за усердие в служении был награжден набедренником. К этому времени в пределах прихода находилось 17 деревень. Церковь духовно окормляла 2437 прихожан.

1897 год. Действовало народное училище, на духовное окормление приходилось 122 двора. Марковская церковь окормляла 765 прихожан.

К приходу по-прежнему приписаны кладбищенские часовни деревень Хатутичи, Готковичи и Вяжути, а также церковь в честь Сретения Господня, устроенная из костела. В  церковных клировых ведомостях за 1907 год она уже не упоминается. По сведениям за 1896 год это церковное здание совсем обветшало и было непригодно для совершения богослужения.

Неукоснительно обязанности псаломщика с 1868 года исполняет Николай Льбов, окончивший Виленское духовное училище. За усердное и добросовестное несение послушания он был посвящен в стихарь.

Должность старосты исправно нес с 1885 по 1922 года крестьянин деревни Сковородки Иван Максимович Осипович. Его внучка вспоминала: «Когда хоронили маму деда Ивана, он, в желтом стихаре, крестообразно перепоясанный орарем, нес впереди святой крест». За труды на благо Церкви в 1902 году староста Марковской церкви был награжден похвальным листом, а в 1912-м — золотой медалью «За усердие» на цветной ленте.

1901 год. На средства прихожан произведен ремонт в часовне святого Пророка и Предтечи Крестителя Иоанна при деревне Вяжути.

1903 год. На пожертвования прихожан отремонтирована кладбищенская часовня в деревне Готковичи.

1906 год. Иконостас Свято-Троицкой церкви покрашен и позолочен.

1908 год. На средства прихожан вокруг церкви установлена деревянная ограда.

1909 год. На средства, собранные прихожанами, отремонтирована часовня на кладбище при д.Хатутичи. В этот год в приходе, в который  входило 15 деревень, насчитывался 391 двор, в духовном окормлении находилось 3152 жителя. «В пределах прихода того времени имелось одно народное училище, в котором занимались 164 учащихся; школы грамотности: д. Хотутичи – 33 учащихся, д. Готковичи – 30, д.Кучки – 25, д. Телядки – 16», – свидетельствует клировая ведомость за 1909 год.

Достойным и многополезным было служение настоятелей Свято-Троицкой церкви о. Симеона Тишинского, о. Василия Недвецкого, о. Павла Александровского, о.Константина Ставникова.

В бытность о. Симеона Тишинского, братство вместе с настоятелем решили на центральной площади воздвигнуть памятник в виде часовни с восьмиконечным Крестом в честь 300-летия царствующего дома Романовых. В нишах часовни решено было установить с четырех сторон иконы: Спасителя, Пресвятой Богородицы, святого Архангела Михаила и Святителя Николая в киотах. На сбор средств составлен приговор, осуществлено проектирование часовни на местности. Однако начавшиеся военные действия помешали построить часовню.

Поистине плодотворным и душеспасительным было священническое служение о. Исидора Насекайло. Родился он 30 апреля 1884 года в д. Новоселки Вилейского уезда. В 1906 году окончил Молодечненскую учительскую гимназию, в 1910 сдал экзамены на священника. Хиротония его во иерея состоялась в 1911  в Вильнюсе. На Марковский приход о. Исидор был назначен в 1923 году. В это время Марково входит в состав Виленского воеводства Польши (с 1921 года).

К 20-ым годам здание церкви стало ветшать: нуждалась в покраске железная крыша; требовал ремонта фундамент; необходимо было починить штукатурку с внешней стороны храма, а также побелить стены. С помощью Божьей, попечением жертвователей и средствами прихожан церковное здание удалось существенно обновить. По окончании ремонта Марковской церкви, согласно прошения отца-настоятеля, 28 августа 1924 года для освящения отремонтированного храма прибыл архиепископ Феодосий. Свидетельница тех лет В.С. Осипович рассказала следующее: «На встречу владыки Феодосия помещик Страшинский выделил четыре черные лошади с коляской. Встретив архипастыря на железнодорожной станции Пруды, мы отправились в Марково крестным ходом. Впереди, наупряжке четырех красных лошадей ехал староста и держал святой крест; за ним — прихожане на упряжке серых лошадей разбрасывали лепестки цветов. На упряжке четырех черных лошадей двигался архиерей, по бокам от него – по упряжке белых лошадей, и за ними все остальные. В Марково на базарной площади архиепископа встречало многочисленные православные верующие». «После совершения Божественной литургии состоялся крестный ход с освящением отремонтированной церкви. Владыка переночевал у о. Исидора, а утром, отслужив молебен, отправился железнодорожную станцию (ред) Пруды для отбытия в Вильнюс», – дополнил воспоминания  Осипович о. Виталий Иванкевич (заштатный священник из г. Вильнюса).

На церковные средства отцом Исидором была приобретена икона трех Виленских мучеников. В Яковичах для нее был сделан киот, там же заказана гробница для плащаницы Успения Пресвятой Богородицы. Плащаницу, которую везли из Вильнюса, священники встречали крестным ходом на железнодорожной станции Пруды в сам праздник Успения.

Активно марковцы занимались паломнической деятельностью. Прихожане принимали участие в паломничестве к святыням Вильнюса с 29 июня по 6 июля 1933 года под руководством настоятеля Волжской церкви. 22 мая 1936 года о. Исидор организовал крестный ход к мощам Виленских мучеников.(см фото) Иконой этих святых паломников напутствовал архиепископ Феодосий. Настоятель совместно с прихожанами на праздник первоверховных апостолов Петра и Павла посещали Свято-Троицкую церковь в д. Лебедево.Своими воспминаниями об этом с нами поделилась одна из участниц этого торжества: «Около восьми утра мы собирались у Марковского храма. Отец Исидор отслужил молебен, после чего мы, взяв фонарь, крест и хоругви, отправились в д.Лебедево на фест. Путь наш пролегал через деревни Сковордки, Лобачевка,жители которых радостно встречали нас и с удовольствием  помогли нам  нести хоругви и икону до конца деревни. В деревни Лобачевка нас встречали  настоятель Лебедевской церкви с прихожами. С ними вместе мы и отправлялись на праздничное богослужение».

В конце 20-ых годов число приписных к Марковскому храму часовен сократилось до двух: в д. Хатутичи и в д. Заполяки. Кладбищенская часовня в д. Заполяки, недавно построенная, была деревянной, имела один престол, освященный в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. В часовне из утвари было только кадило (оно сохранилось до сего дня); земель и богаделен при ней не было. Над притвором в куполе была устроена колокольня с одним звоном. Богослужение в часовне совершалось по просьбе прихожан.

После образования советской республики на белорусских землях непросто сложилось дальнейшее пастырское служение о. Исидора. В 1939 году он был перемещен к Поставской церкви и в скором времени арестован по ложному обвинению, как тысячи других христиан. По причине болезни ног срок его заключения закончился ранее, чем то могло быть. После своего освобождения о. Исидор проживал в г. Вилейке.  23 марта 1967 года  митрофорный протоиерей Исидор предстал пред Господом  и погребен на кладбище в том же городе.

Село Марково с 1939 года оказалось в составе БССР, а с 1940 года стало одним из сельских центров в Молодечненском районе.

Новым настоятелем Марковского прихода стал бывший клирик Пречистенского кафедрального собора г. Вильнюса магистр богословия иерей Иоанн Богаткевич. Сам он был белорусом и происходил из семьи священника. Свое новое послушание о. Иоанну пришлось нести в тяжелые военные годы. За время Великой Отечественной войны в Марково было сожжено народное училище и 75 жилых домов. В 1942 году батюшку постигло и личное горе: умер его сын, младенец Леонид. Он погребен у алтарной части храма.

После своего настоятельства отец Иоанн оставил для прихожан Марковской церкви дорогой для всех подарок и утешение: 28 декабря 1950 года из Вильнюса привезена копия Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. На иконе сохранилась памятная надпись: «Да  почиет Покров Богоматери и благословение Ее Божественного Сына Господа нашего Иисуса Христа на прихожанах храма сего  и сохранит их всякого зла! — прот.И.Богаткевич».  На время служения этого пастыря в пользовании притча находилось 4,5 гектара земли. Обязанности псаломщика при храме исправлял житель д. Марково Григорий Монид.

(А куда девался прежний настоятель???) В октябре 1960 года настоятелем Марковской церкви назначен священник Григорий Монид. Родился он в семье православных крестьян, окончил Марковскую пятиклассную народную школу, затем один курс Минской духовной семинарии. С 1941 по 1954 года Григорий исполнял обязанности псаломщика в Свято-Троицком храме села Марково. В 1955 году он был рукоположен во священника и направлен настоятелем Груздовской церкви. В 1958 году возглавлял приходы сначала Добромысльского, а затем Молодечненского храмов, откуда и был переведен в Марково. Здесь по воспоминаниям прихожан храма отец Григорий неустанно трудился на ниве Божией. В приходе, где батюшка духовно возрастал и становился все более опытным в пастырском деле, к нему относились с большой любовью и глубоким уважением. В  характеристике о. Григория молодечненским благочинным можно заметить особое прилежание марковского настоятеля и к внешнему благочинию в вверенном ему храме: «Образование ниже среднего, но знание пополняет самообразование, службы совершает правильно, с благоговением заботился о ремонте храма и клиросном пении». Эту его заботу о исправном совершении богослужений и о внешнем благолепии в храме по достоинству оценили церковные власти. За усердие к настоятельским обязанностям отец Григорий Монид получил высокие церковные награды: в 1957 – набедренник; в 1966 – камилавку; в 1969 – наперстный крест, а в 1972 – сан протоиерея. В 1978 году протоиерей Григорий преставился ко Господу. Погребен он на кладбище в родном ему селе, где и окончил свое служение. В бытность протоиерея Григория часовня на кладбище при деревне Заполяки по указу местных советских властей была разобрана учащимися Березинского ПТУ. Прихожане не допустили кощунственного и небрежного отношения к  церковной утвари безбожников. Вся она была отдана в распоряжение верующих, которые с благоговением взяли на сохранение звон (закопан на кладбище), хоругви, кадило и иконы. Несмотря на всеобщее гонение и закрытие церквей, марковцы  поддерживали свою церковь в чистоте и порядке.

В 1979 году следующим настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы села Марково стал протоиерей Михаил Остапович, выпускник Московской духовной семинарии. В Марково он был переведен с Касутской церкви. Этого священника можно отнести к разряду тех пастырей, которые неустанно и умело заботились о вверенной им пастве и самом храме. В 1978 году отец Григорий был назначен настоятелем Залесской церкви.

. При замене пола в алтаре передвигался святой престол, поэтому после проведения всех ремонтных работ настоятель просил Его Высокопреосвященство посетить Марково, чтобы совершить чин освящения отремонтированной церкви. Совершить освящение (оно выпало на Пасхальный период) было поручено Молодечненскому благочинному протоиерею Авениру Билеву.

Особенно стоит упомянуть о следующем настоятеле, протоиерее Михаиле Гулевиче. По причине болезни и согласно поданного прошения он был освобожден от несения послушания настоятеля  Спасо-Преображенского храма села Деречин Гродненской епархии и почислен за штат с правом перевода в другую епархию. Был принят в клир Минской епархии и назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви д. Марково Молодечненского района. Он родился в семье православных крестьян д. Редьки Молодечненского района. Начальное образование получил в семиклассной школе села Беницы. После ее окончания служил в рядах Советской Армии, а затем учился в Минской духовной семинарии. В 1964 году рукоположен во иерея и направлен нести послушание настоятеля к Свято-Александро-Невскому храму села Индура Гродненского района. В 1965 году отец Михаил переведен нести настоятельское послушание к Спасо-Преображенскому храму села Деречин Зельвенского района. 1998 год — настоятель Беницкого Покровского храма. Господь по своей великой милости возвращает «доброго пастыря» к родному приходу, где он рос и обучался. Верующие односельчане с огромной любовью и уважением относились к протоиерею Михаилу. Но в скором времени он преставился. Чин отпевания его при стечении большого числа верующих, родственников и духовенства совершил благочинный Молодечненского округа протоиерей Александр Троцкий. Митрофорный протоиерей Михаил был погребен на Беницком кладбище. Он прослужил 37 лет на ниве церковной, смиренно неся свой крест, заботясь о благолепии и украшении храмов, в которых служил. За добросовестное и усердное служение имел высокие церковные награды.

29 октября 2005 года в день памяти святого мученика Лонгина храм во имя Святой Живоначальной Троицы отметил свой 145-летний юбилей. В этот день прихожане особо возблагодарили Господа за Его милости: за то, что Он сподобил начать возрождение храма; за то, что храм все 145 лет не был закрыт, несмотря на всеобщее гонение на Церковь; за то, что всегда в нем творилась молитва, прославлялось имя Господне. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». (1 Фес. 5, 18).

Эту духовную радость настоятеля и прихожан храма приумножил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, совершив свой архипастырский визит в Марково. Знаменательно, что это было в год, когда он праздновал 40-летие своей епископской хиротонии.

На праздничном богослужении, на малом входе настоятель храма, иерей Николай во внимание к усердным трудам во славу Церкви Божией был награжден правом ношения скуфьи и камилавки.

На чердаке храма настоятелем обнаружены обрывки 15-го номера Литовских Епархиальных ведомостей от 15 августа 1870 года, в котором сообщалось о Свято-Троицкой церкви д. Марково. В последующее время были найдены церковные клировые ведомости (1831–1846 гг.). Сами прихожане приняли активное участие в воссоздании истории марковского прихода.

К большому сожалению, тяжело восполнить пустые страницы в летописи церкви, так как в годы лихолетья многие архивы были практически уничтожены.

Останавливаясь на одной небольшой истории сельского храма, мы можем судить, что пережила Православная Церковь во всем нашем отечестве.

При создании юбилейного исторического очерка использованы следующие материалы:

  1. Церковные клировые ведомости: 1840–1864 гг., 1871–1884 гг. 1907–1909 гг.
  2. Литовские Епархиальные ведомости, №23 от 15.12.1869 г., с. 1382, 1388.
  3. Литовские Епархиальные ведомости, №15 от 15.08.1870 г., с. 605.
  4. Литовские Епархиальные ведомости, №18 от 15.09.1872 г., с. 691.
  5. Книга осмотра церкви Молодечненским благочинным с 1854 по 1865 гг.
  6. Адрес-календарь Виленского генерал-губернатора за 1868 г. С. 148.
  7. Памятная книжка Виленской губернии на 1890 г., с. 322.
  8. Памятная книжка Виленской губернии на 1890 г., с. 272, приложение с. 61.
  9. Издание Сапунова и кн. В. Друцкого-Любецкого, Витебск 1896 г., с. 262, приложение с. 143.
  10. Издание Сапунова и кн. В.Друцкого-Любецкого, Витебск 1896 г., с. 221.
  11. Литовские Епархиальные ведомости №24 от 16.06.1885 г., с. 242.
  12. Литовские Епархиальные ведомости №14 от 3.04.1899 г., с. 144.
  13. Литовские Епархиальные ведомости №18 от 2.05.1899 г., с. 180.
  14. Церковные клировые ведомости за 1907–1909 гг.
  15. Архив Минского Епархиального управления. Дело церкви.
  16.  «Повязь часоу», Г.А. Каханоускi., Мн.: Полымя, 1985.
  17. Белорусская энциклопедия. Мн., 2000., с.114.

(598)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели