Большая степень творческой свободы в интерпретации иконографической темы Покрова и стремление воплотить идею постоянной молитвенной защиты Божией Матери, Ее чудесного присутствия в каждом храме, давали возможность белорусским иконописцам создавать произведения, наполненные персонажами и деталями современной действительности.
В XVII – XVIII веках возникло множество оригинальных произведений, на которых рядом с традиционными свидетелями чуда были изображены современники – благодетели храмов, властители страны и ее отдельных городов и провинций. Среди таких произведений – храмовая икона 1751 г., происходящая из Покровской церкви г. Молодечно. Ее композиция традиционна, она восходит к простым, фронтальным и симметричным древним решениям. В центре – Роман Сладкопевец и Андрей Юродивый, над ними – словно сходящая по облакам в храм, Божия Матерь с амофором на распростертых руках. По сторонам вверху, в облаках представлены лики святых.
Многолюдно «земное» пространство иконы Покрова Богоматери – пространство храма. Романа Сладкопевца окружают две группы предстоящих: – справа духовенство, монахи во главе с Андреем Юродивым и епископом, слева – светские лица. Впереди них — Сигизмунд III Ваза, король Речи Посполитой в 1587 -1632 годах, сторонник и активный проводник Брестской церковной Унии. За ним юный королевич Казимир Ягеллончик (1458 -1484) – св. патрон Великого княжества Литовского, он почитался так же покровителем базилиан. Крайний слева – шляхтич в красном кунтуше и зеленом жупане. Его высокое общественное положение подчеркивают княжеская корона, синяя лента и крест ордена Белого Орла. Взгляд, устремленный на зрителя, делает эту фигуру несколько отстраненной, выделенной среди остальных.
Изображение шляхтича на иконе имеет сходство с портретом великого маршалка надворного Игнатия Завиши (умер в 1738 г., тогда же был создан его фундаторский портрет для Ляданского базилианского монастыря). Возможно, что на иконе изображен именно этот вельможа – благодетель базилиан и униатской церкви. Таким образом, три фигуры на иконе слева внизу, представляющие лиц национальной истории, католиков по вероисповеданию, покровителей Унии и базилианского ордена, привносят в содержание произведения дополнительный оттенок прославления соборности белорусской церкви, опекаемой самой Божией Матерью на небе, а на земле – королем и магнатами Великого княжества Литовского.
http://ikony.by/ikona-pokrova-presvyatoj-bogorodicy/
……………………………………………………..
…………………
Свято-Троицкая церковьд.Марково
…………………
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Радошковичи
Год постройки : 1851
Утрачена: > 1914
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, д. Холхлово
Год постройки : 1738
Утрачена: > 1914
д. Груздово:
Православная капличка в Молодечно (фото до 1939)
(856)
Свежие комментарии