Пост

Размещено Мар 30, 2013 в НОВОСТИ | Комментарии (0)

Пост

Опубликовано 17.03.2013

Пост – это время для духовного обновления, покаяния и добрых дел

Клирик прихода молодечненского храма Покрова Пресвятой Богородицы Иерей Николай Бобрик — о сути и значении поста для православного человека.

 18 марта начинается Великий пост, самый главный из всех четырёх многодневных постов. Его цель — приготовление к празднованию Пасхи. Он длится 40 дней, к нему прибавляется еще страстная неделя. Мы знаем, что Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в посте (именно поэтому такая продолжительность Великого поста), после чего был искушаем Диаволом. И именно поэтому перед выходом на проповедь Он удалился в пустыню и там постился – ничего не ел и не пил. Апостолы, ученики Христовы, также соблюдали пост.

«Дух суеты овладел нами…»

В наше время люди несерьезно относятся к посту, либо неверно понимают его духовное значение. Можно сказать, что у многих важность поста ослабела, он как-то отошел в область второстепенных вещей. Им перестали духовно интересоваться, многие постом даже тяготятся. Мало кто постится, а если и постятся, то не придают этому большого значения.

Мы как бы являемся свидетелями «смутного времени». Сравнительно редко можем встретить верующих, духовная жизнь и деятельность которых протекает в посте и молитве. У нас не стало хватать времени для поста и уединенной молитвы. Даже когда мы молимся — спешим. Библию читаем — торопимся. Дух суеты овладел нами. Мы должны сначала постараться понять учение Церкви о Посте, а затем спросить себя, как можем применить это учение к нашей жизни.

Если говорить о внешней стороне, то пост – это телесное воздержание, воздержание от той или иной пищи. В современной практике это, прежде всего, воздержание от скоромной пищи (мясных, молочных и вообще животных продуктов). За исключением строгих постов, разрешается вкушение рыбы. В строгие посты не разрешается употребление алкогольных напитков. Пост сопряжен также с воздержанием в брачных отношениях.

Но все это – лишь внешняя сторона дела. Об этом хорошо говорит св. Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

Достичь высот на нелегком пути

Мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Ведь существует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост, например, болезнь, старость, нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи.

  • Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие над своим естеством, не призывает нарушать рекомендации врачей. Нельзя налагать узы поста на маленьких детей. Со временем, по мере того, как они растут, мы должны воспитывать в них сознательное отношение ко всему, что существует в Церкви, – к богослужению, молитве, посту. Можно приучать детей к некоторым ограничениям в еде, но это нужно делать постепенно и не в ущерб здоровью.

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например, во время путешествий. Христос, переходя из селения в селение, не соблюдал посты – возможно, именно потому, что это не позволял Ему избранный Им образ жизни. Когда мы путешествуем, мы находимся в особых, не зависящих от нас условиях. То же самое происходит, когда мы живем у других людей или приходим в гости. В гостях сидеть среди радующихся, веселящихся людей с постным лицом, отказываться от предлагаемой пищи, служа молчаливым укором для всех непостящихся, наверное, будет неправильно. Господь Иисус Христос говорил: «Когда вы поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим» (Мф. 6:16-18). Этими словами Христос показывает, что у поста есть внешняя сторона и внутренняя. Об этой внутренней стороне поста говорил еще в Ветхом Завете пророк Исаия: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:6-7). Пророк говорит, что если человек постится «для ссор и распрей, и для того, чтобы дерзкою рукою бить других», то такой пост не угоден Богу.

«Уклонись от зла и сотвори благо»

Эти слова Священного Писания (1 Пет. 3, 11) нужно в первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста. Часто в христианской среде можно наблюдать такую картину. Люди живут весело, дружно, но наступает пост – и они озлобляются, раздражаются, ссорятся друг с другом. Происходит это отчасти потому, что, воздерживаясь от пищи, люди тем самым смиряют свое физическое естество, приглушают телесные страсти. А страстная энергия требует какого-то выхода, и она выплескивается на других людей. Если такое происходит, постящийся должен понимать: такой его пост не угоден Богу. Пост должен высвобождать нашу духовную энергию для добрых дел. Это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собою ради других. Время Великого поста дано нам именно для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь. Это гораздо важнее и труднее, чем просто воздерживаться от какой-то пищи. Если в несоблюдении поста телесного мы нередко можем найти себе оправдание (болезнь, путешествие, недостаток материальных средств и т. д.), то в том, что мы не работаем по-настоящему над своей душой, над своим сердцем, нам нет извинения.

Время обновления

Церковь призывает нас отнестись к посту творчески: «Возрастим данные нашей душе дарования». Это время, когда мы высвобождаем себя для того, чтобы душа наша раскрылась по отношению к Богу, к Церкви и к людям. Великий пост этому особенно помогает. Не случайно он по времени выпадает на весну, давая нам возможность духовно обновиться, процвести цветами добродетелей, принести плоды покаяния.

В Великом посту каждый из нас может взять на себя какой-то духовный подвиг. Можно, например, дать себе зарок в течение поста никого вслух не осуждать, и это уже будет великое дело. Конечно, это не значит, что мы должны воздерживаться от осуждения лишь во время Великого поста, но поскольку мы осуждаем друг друга ежедневно, дадим себе шанс и возможность хотя бы на время замкнуть уста для всякого слова осуждения. И если нам это удастся, мы увидим, насколько изменится наше отношение к другим людям после нескольких недель такого духовного упражнения.

Для людей семейных пост предполагает, помимо всего прочего, еще и воздержание от брачного общения. Из этого правила, впрочем, могут быть исключения. Например, верующая жена хочет соблюдать пост и воздерживаться от брачного общения, а неверующий муж не хочет. Нельзя допустить, чтобы пост разрушил семью. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Почему? Потому что она лишает его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства». В каких-то случаях человеку приходится жертвовать собственным благочестием и своими аскетическими правилами, чтобы сохранить целость семьи. Можно также дать себе зарок в течение поста ни с кем не ссориться, никого не обижать. Если мы сможем хотя бы в дни поста воздержаться от раздражения, это будет драгоценнее и для Бога, и для каждого из нас, чем воздержание от той или иной пищи. Господь сказал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что исходит из уст, оскверняет человека… Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:11, 19).

  • В Великом посту можно взять себе и другие делания, например, прочитать все четыре Евангелия. Нередко мы, православные христиане, думая, что Священное Писание знаем едва ли не наизусть, неделями и месяцами не открываем Библию. В дни Великого поста полезно также читать Ветхий Завет и обратиться к духовной святоотеческой литературе. Не случайно во вторую неделю поста Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, в четвертую неделю – преподобного Иоанна Лествичника, в пятую – преподобную Марию Египетскую. Опыт, отраженный в житии Марии Египетской, в книгах Иоанна Лествичника и Григория Паламы, а также других Отцов Церкви, может стать и нашим опытом, если мы будем вчитываться в их слова и стараться воплощать в жизнь то, что они говорят. Если каждый верующий человек в течение Великого поста сможет, избрав какой-либо свой порок, бороться с ним и избавится от него, значит, он поднимется выше хотя бы на одну ступеньку той лестницы, которая ведет в Царство Небесное.

http://www.mgazeta.by/index.php?option=com_content&view=article&id=2986:2013-03-15-11-54-45&catid=114:2010-01-18-14-20-21&Itemid=504

(49)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели